Новости департамента

Старт работы новой системы оплаты проезда в общественном транспорте

С 1 января в Омске начала работать крупнейшая, после Москвы и Санкт-Петербурга, автоматизированная система оплаты проезда в общественном транспорте. В новый механизм интегрированы система учета количества перевозок льготных категорий граждан и система банковского эквайринга (возможность расчета посредством бесконтактных банковских карт). Департамент транспорта  мэрии приносит омичам извинения за неудобства, которые пока сопровождают это нововведение.

Для внедрения этой системы не потребовалось ни одного бюджетного рубля, разработка и внедрение цифрового комплекса осуществлялись за счет средств муниципального предприятия Омска «Пассажирсервис». На сегодня в городе насчитывается более 600 тысяч пользователей автоматизированной системы оплаты, без учета использующих бесконтактные банковские карты.

В регионе действует 53 вида льгот для различных категорий пассажиров. Разработано 18 видов проездных билетов. Таким образом, функциональная вариативность новой системы насчитывает более 200 заданных конфигураций. Система заточена «распознавать», кто и как оплачивает проезд: «ветеран труда», «школьник», «пенсионер», рассчитывается ли человек из электронного кошелька или через мобильное приложение и т.д.

Для того, чтобы переход на новую систему был плавным, с 20 декабря департамент транспорта мэрии вместе с компанией-разработчиком и компанией, обеспечивающей безопасность электронных систем, апробировали новшество в тестовом режиме. Но в силу того, что идеально отработать все 200 вариаций весьма сложно, 1 января, когда система была запущена в работу, возник ряд технических неполадок. Разработчиком было написано новое программное обеспечение и восстановлен недостающий функционал.

В праздничные дни в адрес департамента транспорта поступило всего 100 обращений от омичей с жалобами на работу новой системы. Для сравнения: за период праздников было перевезено 2 миллиона пассажиров. Каждое из этих обращений было рассмотрено и удовлетворено. В отдельных случаях пассажирам полностью возвращалась сумма денежных средств, уплаченных в виде наличных, в связи с отказом электронного оборудования. Также производилась бесплатная замена неработающей транспортной карты, вышедшей из строя по причинам, не зависящим от владельца, с полным сохранением объема денежных средств.

«Электронная система расчетов за проезд в транспорте вводилась для расширения функциональных возможностей. В данном случае кондуктор, используя один терминал, может принять и наличную оплату, и оплату банковской картой, оплату посредством электронного проездного билета либо льготной транспортной карты. Это позволяет нам упорядочить правила игры на рынке пассажирских перевозок и создать равные условия для всех перевозчиков. Чтобы все те, кто решат работать в «белом» сегменте, могли реализовать свое решение технологически. На сегодняшний день 650 муниципальных транспортных средств работают в системе электронных расчетов, а также в нее включены порядка 600 машин частных перевозчиков — это 1/3 от всех частных автобусов», — отмечает директор департамента транспорта администрации Омска Александр Вялков.

Как отмечает руководитель профильного подразделения мэрии — это не конечная цифра, предприниматели продолжают обращаться в департамент транспорта с просьбой подключить их к системе. Соответственно скоро в их транспортных средствах также можно будет осуществлять все виды платежей. «Тот разрыв тарифа, который существует на сегодня, безусловно, стимулирует частных перевозчиков подключаться к системе и получать возможность перевозить омичей дешевле. Ведь пассажир голосует рублем и выбирает тех перевозчиков, которые предоставляют услугу на выгодных для него условиях», — подчеркивает Александр Вялков.

Департамент транспорта оперативно реагирует на поступающие обращения пассажиров. В ближайшее время на транспорте, работающем с новой системой оплаты, будут размещены информирующие плакаты, чтобы пассажир еще до посадки в автобус знал, что поездку в нем можно оплатить в безналичной форме суммой в 25 рублей. Если же при наличии такого плаката пассажиру будет отказано в безналичной оплате, то сообщить о нарушении можно будет по телефону: 21-13-48.