Пресс-конференции

Пресс-конференция Алексея Мартыненко 27.03.2017

Видеоверсия пресс-конференции

Стенограмма пресс-конференции директора департамента транспорта Администрации города Омска А.В. Мартыненко

Г.Г. Назарова

Всех с началом новой рабочей недели. Всех очень рады видеть. Сегодня у нас, как никогда, многолюдно. Оно и понятно — тема очень важная, серьезная.

Алексей Владимирович, формат у нас традиционный: сначала вы расскажите, что считаете нужным, потом ребята зададут вопросы.

Просьба представляться, включать микрофон. Спасибо.

А.В. Мартыненко

Добрый день, уважаемые коллеги. Если позволите, я сначала минут на 10 общей информации предоставлю по транспорту и транспортному обслуживанию в Омске, а затем буду готов ответить на все ваши вопросы. Поэтому, если такой формат у нас принимается, то тогда начнем. Спасибо.

В соответствии с Положением о департаменте транспорта целью деятельности департамента транспорта является формирование и реализация муниципальной политики в сфере организации транспортного обслуживания населения, направленной на обеспечение устойчивого, надежного, безопасного функционирования городского пассажирского транспорта и его развитие.

Регулярные перевозки пассажиров в границах города осуществляются перевозчиками муниципальной формы собственности — это пассажирские предприятия № 4, № 7, № 8, муниципальное предприятие «Электрический транспорт» и акционерное общество № 2, а также немуниципальной формы собственности — это юридические лица и индивидуальные предприниматели, которых на сегодняшний момент 78.

С июля 2015 года мероприятия по организации регулярных перевозок на территории города проводятся в рамках реализации федерального закона № 220, регулирующего взаимоотношения органов власти и перевозчиков, закрепляющего права легально работающих перевозчиков. Федеральным законом № 220 в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях введена статья 11.33, устанавливающая административную ответственность в виде административных штрафов за нарушение порядка использования автобуса, трамвая или троллейбуса. В рамках реализации этого федерального закона постановлением администрации Омска утвержден документ планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах города, которым предусмотрены мероприятия по развитию регулярных перевозок на территории города вплоть до 2020 года.

С целью создания необходимых экономических условий для развития городского пассажирского транспорта в целом и сохранения муниципального транспорта, а также для повышения безопасности дорожного движения и снижения транспортной нагрузки на дорогах города в 2017 году реализованы предусмотренные документом планирования мероприятия по оптимизации маршрутной сети: сокращены 28 дублирующих маршрутов, регулярные перевозки по которым осуществлялись около 500 транспортными средствами преимущественно малого класса, в том числе автобусы пассажировместимостью до 15 мест; в целях обеспечения транспортной доступности для жителей микрорайонов, где отменены маршруты, изменены схемы 15 маршрутов и увеличено количество транспортных средств на некоторых маршрутах.

Кроме того, в 2016 году и в истекшем периоде 2017 года по 51 маршруту 48 коммерческим перевозчикам, осуществлявшим регулярные перевозки 612 автобусами малого класса, направлены уведомления о досрочном расторжении договоров об организации и осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования в связи с неисполнением их условий. В том числе с 1 марта 2017 года досрочно расторгнуты договоры на 384 автобуса пассажировместимостью до 15 мест.

28 февраля 2017 года департамент транспорта объявил о своем намерении выдать свидетельства об осуществлении регулярных перевозок в соответствии с действующим законодательством на срок 180 дней на 11 маршрутов, по которым договоры были расторгнуты с перевозчиками в связи с невыполнением условий договора. Это маршруты: №№ 11, 47Н, 56, 97, 271, 329, 349, 387, 389, 392, 419.

Некоторые перевозчики, которым были направлены указанные уведомления, подали заявки на выдачу свидетельства. Хотелось привести пример: с индивидуальным предпринимателем А.А. Дроздовой с 1 марта 2017 года были досрочно расторгнуты договоры по маршрутам №№ 97, 392, 395, 419, 511 в связи с неисполнением индивидуальным предпринимателем взятого на себя обязательства заменить автобусы пассажировместимостью до 15 мест на более вместительные транспортные средства. Срок был до 1 апреля 2016 года. 2 марта 2017 года в соответствии с поданной заявкой этим же индивидуальным предпринимателем выданы свидетельства на 180 дней по маршрутам №№ 97, 329, 392 на автобусы малого класса, но уже пассажировместимостью более 16 мест. То есть один и тот же перевозчик, с которым были расторгнуты договоры на ГАЗели, заменил транспортные средства, оказался победителем и осуществляет перевозку на данных маршрутах дальше.

Результатом проведения указанных мероприятий стало увеличение пассажиропотока в транспортных средствах, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров по действующим маршрутам, в том числе в транспортных средствах пассажирских предприятий.

Для сохранения положительной тенденции по увеличению пассажиропотока пассажирскими предприятиями запланировано увеличение объема машино-часов в 2017 году на 6,8%.

С учетом проведенных с начала текущего года мероприятий по оптимизации городской маршрутной сети и планируемым увеличением производственной программы на 6,8% ожидается увеличение пассажиропотока в транспортных средствах пассажирских предприятий на 7,9%. Это позволит предприятиям в текущем году улучшить свое финансовое состояние, получив дополнительные доходы порядка 150 миллионов рублей.

В связи с вступлением с 15 июля 2016 года в силу статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающей административную ответственность в виде административных штрафов за нарушение порядка использования автобуса, трамвая или троллейбуса, появилась возможность проводить действенные мероприятия по сокращению количества нелегальных транспортных средств на маршрутах. В соответствии с графиком, составляемым Министерством промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области, проводятся совместные рейды с участием сотрудников отдела ГИБДД УМВД России по городу Омску, Управления Федеральной налоговой службы по Омской области, Управления государственного автодорожного надзора в сфере транспорта, департамента транспорта. С декабря 2016 года указанные совместные рейды проводятся ежедневно.

Следует отметить, что некоторые перевозчики продолжают использовать для осуществления регулярных перевозок транспортные средства при отсутствии карты маршрута, в том числе по картам, отмененным с 1 января 2017 года. Коммерческие перевозчики в судебном порядке обжалуют действия департамента транспорта по отмене маршрутов и расторжению договоров. Департамент транспорта в свою очередь предъявляет встречные исковые требования о признании их деятельности по осуществлению регулярных перевозок незаконной и признании карт соответствующих маршрутов недействительными.

Кроме того, департаментом транспорта предъявляются исковые требования о признании расторгнутыми договоров с перевозчиками, осуществляющих регулярные перевозки по регулируемому тарифу в отсутствие установленного предельного тарифа на 2017 год в Региональной энергетической комиссии Омской области.

Хотелось бы отметить, что из 17 перевозчиков, осуществляющих перевозки по регулируемым тарифам, только у 7 предельный тариф защищен в РЭК. 2 перевозчика планируют получить тарифы 4 апреля текущего года, 2 перевозчика подали заявки только в этом месяце, 6 перевозчиков документы на установление тарифа в РЭК Омской области не подавали.

В результате проведенных администрацией города мероприятий по отмене маршрутов и расторжению договоров в настоящее время в реестр включено 176 маршрутов с общим количеством 2 847 транспортных средств различных классов.

С целью обеспечения населения транспортными услугами надлежащего качества и в необходимых объемах администрацией города проводятся мероприятия по обеспечению стабильной работы муниципальных пассажирских предприятий. Так для улучшения технических характеристик городского электрического транспорта, повышения комфортабельности и безопасности пассажирских перевозок муниципальным предприятием «Электрический транспорт» проведен капитально-восстановительный ремонт двенадцати трамваев и девяти троллейбусов с применением энергосберегающих технологий. В 2017 году планируется провести капитально-восстановительный ремонт еще двух троллейбусов и двух трамваев. В 2016 году также были выполнены работы по КВР трамвайного вагона с полной заменой кузова с частично пониженным уровнем пола, обеспечивающим беспрепятственную посадку пассажиров с ограниченными возможностями передвижения. В свою очередь в 2016 году Омску на безвозмездной основе были переданы пять трамваев из Москвы. Они прошли техническое обслуживание, были окрашены, проведен косметический ремонт. В настоящее время все 5 трамваев, начиная с 20 марта, работают в линии в городе.

В 2017 году запланировано приобретение 30 автобусов типа «ПАЗ» на условиях лизинга. Это городские автобусы. Осуществление регулярных перевозок данными транспортными средствами позволит улучшить регулярность движения на маршрутах, тем самым привлечь пассажиров в муниципальный транспорт и увеличить доходы пассажирских предприятий. При этом хотелось бы отметить, что от сокращения затрат на приобретение запасных частей и шин муниципальные предприятия получат экономический эффект в размере более 8 миллионов рублей. Также ежегодно будут снижаться на 21 миллион рублей затраты на приобретение горюче-смазочных материалов. Кроме этого, новый подвижной состав позволит привлечь на работу порядка 50 водителей и 50 кондукторов.

Пассажирскими предприятиями подготовлены планы финансово-хозяйственной деятельности на 2017 год, которые отражают положительную динамику результатов деятельности наших муниципальных предприятий. С 1 января 2017 года произведена индексация тарифных ставок и должностных окладов работников предприятий на 5,5%. Территориальным Соглашением по муниципальному пассажирскому транспорту города Омска на 2017–2019 годы предусмотрена ежегодная индексация заработной платы.

В 2017 году продолжена реализация мероприятий по сокращению общехозяйственных расходов, оптимизации численности работников пассажирских предприятий. Планируемый экономический эффект составит порядка 50 миллионов рублей. Пассажирскими предприятиями систематически осуществляются мероприятия по увеличению доходов от прочей деятельности. Так на 2017 год доходы от прочей деятельности запланированы на сумму 128,2 миллиона рублей.

Хотелось бы отметить, что по итогам финансово-хозяйственной деятельности за 2016 год муниципальные предприятия № 7 и № 8 отработали с положительным финансовым результатом. Положительный опыт будет внедряться и на остальные муниципальные предприятия.

За 2016 год предприятиями проведены мероприятия по сокращению расходов на перевозку пассажиров на общую сумму 63,9 миллиона рублей, от прочей деятельности получены дополнительные доходы на сумму 134,7 миллиона рублей, что на 15,3 миллиона рублей больше, чем в 2015 году.

Установленные РЭК Омской области предельные тарифы на 2017 год (с учетом компенсации недополученных доходов от предоставления гражданам мер социальной поддержки при оплате проезда из бюджета города) в полном объеме позволяют предприятиям функционировать в текущем году в стабильном режиме.

В целях поддержки пассажирских предприятий из бюджета города с января по март текущего года перечислены денежные средства на компенсацию мер социальной поддержки в сумме 239,4 миллиона рублей. Хотелось бы отметить, что 139,2 миллиона рублей — это задолженность бюджета города перед перевозчиками за период 2012–2015 годы. На сегодняшний момент задолженность перед перевозчиками администрацией погашена в полном объеме. И порядка 100 миллионов рублей — это деньги уже на компенсацию мер социальной поддержки на 2017 год.

Из полученных средств пассажирскими предприятиями полностью оплачена просроченная задолженность за потребленные в 2015 и 2016 годах горюче-смазочные материалы с учетом неустоек и судебных пошлин по судебным решениям, задолженность по оплате тяговой электроэнергии, оплачены расходы на текущую деятельность. Для обеспечения дальнейшей поддержки перевозчиков 22 марта на заседании Омского городского Совета принято решение об увеличении бюджетных ассигнований на компенсацию мер социальной поддержки на 100 миллионов рублей, которые будут направлены на погашение задолженности перед Омским отделением Сбербанка России по выданным пассажирским предприятиям кредитам. Хотелось бы отметить, что срок возвращения займов у нас — до 1 апреля 2017 года. В результате погашения указанной задолженности расходы пассажирских предприятий на услуги Сбербанка России до конца текущего года экономия составит 12 миллионов рублей.

Реализация всех запланированных и уже проводимых мероприятий до конца текущего года позволит обеспечить стабильность работы муниципальных пассажирских предприятий, значительно улучшить их финансовое состояние и снизить сумму кредиторской задолженности до 150 миллионов рублей. На 1 января 2016 года — это было порядка 300 миллионов рублей.

Кроме того, разработаны и внедряются мероприятия по увеличению доходов от реализации электронных проездных билетов. Эта работа проводится совместно с муниципальным предприятием «Пассажирсервис». В апреле 2017 года у пассажиров общественного транспорта появится возможность производить пополнение электронного проездного билета в Сбербанк-онлайн. В июне 2017 года мы планируем внедрить новый вид электронного проездного билета — повременный электронный проездной билет. И у пассажиров появится возможность бесплатно произвести одну пересадку. В августе 2017 года запланирован запуск системы безналичной оплаты проезда бесконтактным способом с использованием различных банковских карт.

В декабре 2017 года представится возможность оплатить проезд в общественном транспорте с использованием карты национальной платежной системы «Мир». Хотелось бы отметить, что в настоящее время действуют 63 пункта продаж. В течение 2017 года планируется расширение сети пунктов продаж электронных проездных билетов.

В настоящее время департамент транспорта приступил к реализации предусмотренных документом планирования мероприятий по формированию новой оптимальной для города маршрутной сети. Мы об этом говорили уже неоднократно, но в настоящее время мы уже вышли на конечный продукт.

Проведен открытый конкурс на выполнение работ по совершенствованию маршрутной сети общественного пассажирского транспорта города Омска. Победителем признан Санкт-Петербургский государственный университет. На этой неделе представители данного учебного заведения, которое будет заниматься разработкой, прибудут в Омск, будут проведены совместные совещания, разработан план. И планируем, наверное, ежемесячно встречаться и подводить итоги проведенной работы. В течение 6 месяцев, до октября 2017 года, исполнителем работ будет проведено изучение потребности населения в регулярных перевозках, формирование моделей маршрутной сети с рекомендуемым количеством транспортных средств по классам и вместимости, прогнозируемой себестоимостью перевозки пассажира и оптимальным распределением маршрутов по видам перевозок. После выбора модели маршрутной сети и утверждения нового реестра, будет проведен открытый конкурс, заключены муниципальные контракты на право осуществления регулярных перевозок по новым маршрутам городской маршрутной сети. Новая оптимальная маршрутная сеть позволит повысить эффективность и качество регулярных перевозок пассажиров в Омске.

Рационализация структуры подвижного состава по вместимости будет способствовать снижению себестоимости перевозки пассажиров, которая оказывает влияние на стоимость проезда в пассажирском транспорте. Будет содействовать уменьшению потребности бюджетного финансирования пассажирских предприятий, работающих на маршрутах с регулируемым тарифом.

Также хотелось бы отметить, что департаментом транспорта проводятся мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения на улично-дорожной сети города. Из бюджета Омска на выполнение мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в 2016 году было направлено 56,6 миллиона рублей, что на 1 миллион рублей больше, чем в 2015 году. В рамках указанных бюджетных ассигнований выполнены работы по обустройству улично-дорожной сети техническими средствами организации дорожного движения. Так за 2016 год установлено 1 163 дорожных знака, нанесено более 62 тысяч квадратных метров дорожной разметки, построено 5 светофорных объектов, построено 20 светофоров типа «Т7». В настоящее время у нас 57 перекрестков находится в автоматизированной системе управления дорожным движением, так называемая «зеленая волна». В 2016 году департаментом транспорта выполнено 97 корректировок режима работы светофорных объектов.

В соответствии с пунктом 2 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 20 февраля 2015 года в 2016 году для обеспечения безопасных условий движения учащихся на участках автомобильных дорог и проездов, проходящих вдоль территории общеобразовательных учреждений, департаментом транспорта проведены следующие мероприятия: установлены дублирующие знаки «Пешеходный переход» на Г-образных стойках на 66 регулируемых перекрестках; заменено 306 дорожных знаков «Пешеходный переход» и «Дети» на дорожные знаки, изготовленные на щитах желто-зеленого цвета; установлено 108 новых дорожных знаков «Пешеходный переход» и 126 дорожных знаков «Дети»; выполнена корректировка работы 37 светофорных объектов для организации движения пешеходов в отдельной пешеходной фазе светофорного регулирования, в которой сейчас исключается движение транспорта; нанесена дорожная разметка типа «Зебра» на 217 пешеходных переходах; установлено 20 светофорных объектов типа «Т7»; построено 2 светофорных объекта в рамках этой программы.

Результаты работы по обеспечению безопасности дорожного движения нашли отражение в динамике изменения количества дорожно-транспортных происшествий, погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях людей в 2016 году по отношению к отчетному периоду 2015 года. Так снижение по количеству дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими составило 10,5%, снижение количества погибших в дорожно-транспортных происшествиях составило порядка 44%, количество раненых сократилось на 7,3%.

Хотелось бы отметить, что в настоящее время разработаны и будут реализованы планы по обустройству улично-дорожной сети техническими средствами организации дорожного движения на 2017 год. Нами запланирована установка 1 214 дорожных знаков, будет нанесено более 70 тысяч квадратных метров дорожной разметки, будет построено 7 светофорных объектов новых, будет установлено 58 светофоров типа «Т7» и будет выполнена корректировка режимов работы светофоров на 50 светофорных объектах. Данные мероприятия направлены только на обеспечение безопасности дорожного движения и на сохранение человеческих жизней в нашем городе.

Это вкратце, что я хотел до вас довести в данной ситуации. Если подытожить то, что я уже сказал, хотелось бы отметить следующее: действительно состояние городского муниципального транспорта не самое простое и не самое благоприятное в настоящее время. У нас достаточно серьезная изношенность подвижного состава — более 95%. В настоящее время мы находимся в рамках законодательства в части соблюдения режима труда и отдыха, поэтому есть проблемы в части закрытия графиков движения и маршрутов в вечернее время.

В настоящее время разработаны и утверждены мэром города планы мероприятий на 2017 год. Задача на 2017 год заключается, конечно же, в сохранении муниципального транспорта — это основная задача муниципалитета. Вторая задача — обеспечение качественного и безопасного транспортного обслуживания в Омске.

Также мы планируем, конечно же, развитие муниципального транспорта и частных перевозчиков в ближайшее время. В связи с этим мы планируем сформировать новую маршрутную сеть, которая повысит экономику наших перевозчиков в данной ситуации и позволит им развиваться только в рамках действующего законодательства.

Поэтому все наши мероприятия направлены именно на эти благие цели. И, конечно же, стоимость проезда, о которой мы неоднократно говорили, должна сохраниться на том же уровне — 22 рубля. Исходя из этого, мы запланировали мероприятия, которые будут направлены на выполнение поставленной задачи.

Г.Г. Назарова

Спасибо. Коллеги, переходим к вопросам.

«12 канал», Никита Смирнов

Алексей Владимирович, скажите, пожалуйста, чем руководствовались специалисты департамента транспорта, когда при оптимизации маршрутной сети отменяли те или иные маршруты? Например, был маршрут 306. С площади Лицкевича, что в Нефтяниках, можно было спокойно уехать на ней до кинотеатра «Космос» в Чкаловском поселке. Сейчас такой возможности у пассажиров нет. Чем руководствовались, когда его отменяли?

А.В. Мартыненко

Я не могу сказать сейчас по каждому отдельному маршруту. Я эту информацию представлял неоднократно. И мы ее размещали и в средствах массовой информации. Руководствовались следующим при отмене маршрутов: исключалось дублирование маршрутов, конечно же, в первую очередь.

На сегодняшний момент, хотелось бы отметить, что в нашем городе присутствует некая перегруженность транспортными средствами. Мы анализировали ситуацию в других регионах и, хотелось бы сказать, что количество транспортных средств, работающих на маршрутах в Омске, в полтора, а то и в два раза выше, чем в других регионах.

Часть маршрутов, которые были отменены, уже не обслуживались муниципальным предприятием пару лет. Например, маршруты № 6 и № 6Н. Когда их исключили, они оказались в отмененных маршрутах. Есть маршрут № 8 подобного же свойства, маршрут № 18, на котором находилось не более двух автобусов. В первую очередь, конечно же, мы исключали дублирование маршрутов. Еще раз акцентирую внимание: там, где транспортное обслуживание несколько ухудшилось, там изменили схемы 15 действующих маршрутов.

В первый месяц достаточно часто поступали обращения граждан в департамент транспорта, а средства массовой информации периодически эту тему обсуждали. Мы неоднократно выезжали на проблемные маршруты.

Хотелось отметить, что все жители города Омска имели возможность уехать на транспортных средствах либо муниципальных, либо немуниципальных. Единственный момент — на одном транспортном средстве можно было пересечь почти весь город без пересадки. В настоящее время стандартами предусматривается следующее: в городе с населением до 500 тысяч человек допускается одна пересадка, более 500 тысяч — две пересадки допускается. На сегодняшний момент мы исходим из того, что жители в Омске должны делать одну пересадку. Это та задача, которую мы ставим перед разработчиками маршрутной сети.

Отмена маршрутов ни в коей мере не направлена на то, чтобы мы убрали длинные маршруты, и люди начали платить больше денег. Поэтому в настоящее время, я уже сказал, с 1 июня мы планируем ввести повременный проездной билет. Поэтому пассажиры смогут произвести пересадку, но вот течение какого времени — 30 или 40 минут — пока я не готов сказать. Планируется сейчас рабочий вариант — в течение 30 минут.

В течение трех месяцев данная ситуация будет находиться на контроле департамента транспорта, и будет принято окончательное решение о том, какой период необходим, для того чтобы произвести пересадку пассажирам.

«12 канал», Никита Смирнов

Алексей Владимирович, извините, коллеги, уточняющий вопрос. Этот проездной билет будет действовать только в муниципальном транспорте или у частников тоже?

А.В. Мартыненко

В течение трех месяцев, пока мы будем работать в тестовом режиме, он будет действовать у муниципальных предприятий. После того, как тестовый режим закончится, мы его внедрим уже на постоянной основе. Планируется использование всех перевозчиков, которые работают легально по маршрутам в Омске.

Г.Г. Назарова

Спасибо. Пожалуйста.

«Омск здесь», Василий Епанчинцев

Если позволите, у меня два вопроса. Вопрос первый. Запланировано очень много всего в части создания и маршрутной сети, и развития муниципального транспорта. Но уже 19 апреля должно стать известно имя нового мэра, в связи с этим уверены ли вы, что будут продолжены эти начинания, что будет соблюдена преемственность? И рассчитываете ли вы оставаться в своей должности после 11 июля?

А.В. Мартыненко

Хотелось бы сказать, что независимо от того, кто будет мэром, пассажирское транспортное обслуживание населения в городе должно соответствовать определенным требованиям. Поэтому задача департамента транспорта — не за политическими тенденциями следить, а выполнять ту работу, которая на него возложена.

«Омск здесь», Василий Епанчинцев

А вы планируете оставаться в должности?

А.В. Мартыненко

Думаю, что это решение будет принимать новый руководитель города.

«Омск здесь», Василий Епанчинцев

И второй вопрос по разбирательству в судах с перевозчиками. Прокуратура усмотрела коррупционные факторы в решении. И специалисты дептранспорта спрашивают у прокуратуры, как им написать это решение, чтобы не было претензий. А надзорный орган говорит, что это не его работа. Получается, что дептранспорта не знает, как написать, чтобы не было претензий прокуратуры? В чем здесь дело?

А.В. Мартыненко

Я не понимаю, честно говоря, о чем вы сейчас рассказываете. Кто у кого спросил? Я ни у кого в данной ситуации ничего не спрашивал.

Хотелось бы сказать следующее по данному вопросу: в настоящее время прокуратурой оспариваются постановления администрации города. Рассмотрение находится в суде Центрального района. Думаю, что данный орган примет решение и расставит все точки.

Но прокуратура не усмотрела коррупционную составляющую. А там сказано, что в документе, как я помню, размыты понятия, которые могут способствовать развитию коррупционной составляющей. Поэтому будет решение суда. Исходя из этого, в случае выявления каких-то нарушений будут проведены корректирующие действия. Будем работать дальше.

«РБК», Мария Васькова

Для начала, уточняющий вопрос. Безлимитный проездной билет будет стоить столько же, сколько сейчас стоит билет в автобусе? Или, все-таки, больше?

А.В. Мартыненко

Нет, стоимость проезда остается на том же уровне.

«РБК», Мария Васькова

То есть за 22 рубля можно будет пересесть?

А.В. Мартыненко

Конечно. Я же объяснил, что мэром города департаменту транспорта и муниципальным предприятиям поставлена задача — сохранить стоимость проезда в размере 22 рублей. Поэтому мы на сегодняшний момент и разрабатываем наши планы и стратегию, исходя из этой задачи. Поэтому стоимость проезда в 2017 году будет сохранена.

«РБК», Мария Васькова

Вступая в должность, вы говорили, что ваша основная задача — сохранить муниципальный транспорт. Если, допустим, оценить вашу деятельность в процентах, вам удалось это сделать и насколько? Как Вы считаете?

А.В. Мартыненко

Давайте объективно. Я говорю о том, что одной из задач руководителя департамента транспорта является сохранение, конечно же, муниципального транспорта. Но самое главное — мы должны обеспечить, еще раз говорю, безопасными и доступными перевозками население города Омска.

Те мероприятия, которые мы провели в настоящее время, конечно, уже дали положительные результаты. Хотелось бы отметить, что с 1 января по 26 марта муниципальными предприятиями увеличена производственная программа на 10,6%, что, в свою очередь, позволило увеличить доходную составляющую в салонах автобусов на 15,7 миллионов рублей. Нами совместно с муниципальными предприятиями, департаментом транспорта, составлены финансово-экономические планы до конца текущего года, которые позволяют работать устойчиво, стабильно и без убытков нашим муниципальным предприятиям.

Ежемесячно проводятся балансовые комиссии. На сегодняшний момент ситуация управляема, находится под контролем. И те мероприятия, которые нами запланированы на 2017 год, успешно реализуются. Хотелось бы отметить, что по приобретению подвижного состава, на чем я заострял внимание, в настоящее время муниципальными предприятиями № 7 и № 8 уже проведена работа. Мы участвуем в двух государственных программах.

Первая программа — это утилизация транспортных средств. Вторая программа, в которой мы планируем участвовать, — это лизинг, первоначальный взнос в котором на 10% государство компенсирует.

В настоящее время мы вовремя успели поучаствовать в программе утилизации: 30 единиц подвижного состава нами оформлены, документы отправлены в Москву и приняты по этой государственной программе. Поэтому в настоящее время все эти мероприятия позволяют устойчиво работать нашим предприятиям.

Г.Г. Назарова

Спасибо. Да, пожалуйста, Сергей.

«Омск-Информ», Сергей

Алексей Владимирович, в пятницу произошел вопиющий случай: водитель автобуса № 73, пьяный, устроил ДТП. Частные перевозчики не следят за водителями до сих пор? Это легальный перевозчик, известный.

А.В. Мартыненко

Спасибо. Ситуация, которая произошла, вопиющая, на мой взгляд. Это в очередной раз отражает и показывает нашу действительность, в которой мы на сегодняшний момент находимся.

Я уже неоднократно приводил примеры и говорил, что, действительно, за последние годы у нас, в муниципальных предприятиях, не было ни одного случая, ни одного факта, когда водитель бы находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Потому что при выпуске подвижного состава на линию и при возвращении и водитель, и кондуктор в муниципальных предприятиях обязательно проходят медицинское освидетельствование. Предусмотрены также ежегодные профосмотры.

У частных перевозчиков ситуация несколько сложнее выглядит. Мы совместно с УГАДН и ГИБДД по городу Омску ежедневно проводим профилактические рейды, которые направлены, конечно же, на выявление таких фактов. За отчетный период 2017 года сотрудниками ГИБДД составлено 176 протоколов об административных правонарушениях, УГАДН — 123 протокола, в том числе 96 протоколов по административным правонарушениям, предусмотренных статьей 11.33. Штраф до 300 тысяч рублей. Также УГАДН составлено порядка 125 актов.

Ежедневно проводя рейды, мы выявляем достаточно большое количество правонарушений. Но, хотелось бы отметить, положительная динамика на самом деле существует. Две недели назад совместно с УГАДН мы проводили рейд по выявлению несанкционированных стоянок подвижного состава. Это тот подвижной состав, который стоит во дворах и на улицах. В течение двух часов мы выявили 65 таких нарушений. Данные перевозчики после того, как машина хранится на улице, выезжают на линию. Соответственно, они не проходят ни профосмотр, ни техосвидетельствование контролером подвижного состава. Выезжают на линию и создают опасность для пассажиров. В эту субботу мы проводили подобный рейд и выявили уже 45 таких случаев.

Если данную ситуацию держать на постоянном контроле, то результат будет положительным. Поэтому мы будем проводить такие мероприятия систематически. Я уже акцентировал внимание, но повторю: если мы проводили с декабря такие рейды ежедневно в рабочие дни, то с 1 марта мы проводим данные мероприятия и в выходные, и в праздничные дни. И на самом деле, фактов достаточно много по правонарушениям.

В пятницу совместно с ГИБДД мы проводили рейд «Пассажирский автобус», где были выявлены случаи, когда перевозчики немуниципальной формы собственности обслуживали пассажиров на неисправном подвижном составе. Часть транспортных средств была эвакуирована. Неисправна была тормозная система. Поэтому я об этом говорю постоянно и все время: мы должны совместными действиями эту ситуацию изменить, направить перевозчиков в рамки действующего законодательства. Если перевозчики немуниципальной формы собственности будут выполнять хотя бы те требования, которые выполняют на сегодняшний момент муниципальные предприятия, таких вопиющих случаев у нас просто не будет. И мы тогда сможем обеспечить безопасность наших пассажиров.

Я уже неоднократно акцентировал внимание жителей города на том, что никто не может гарантировать безопасность пассажирских перевозок, если пассажир пользуется нелегальными транспортными средствами, то есть по отмененным маршрутам. Зачастую некоторые жители вступают в некий сговор с частными перевозчиками, которые, когда мы останавливаем транспортное средство, говорят, что они находятся на заказе, а некоторые пассажиры это пытаются подтвердить. На мой взгляд — это неправильно. Это дестабилизирует ситуацию. Это не позволяет достойно конкурировать перевозчикам, которые выполняют требования действующего законодательства, потому что затраты абсолютно разные.

Поэтому я хотел бы попросить жителей пользоваться только теми транспортными средствами, которые работают легально на маршрутах города. Списки нелегальных транспортных средств и работающих по отмененным маршрутам размещены в Интернете. Они находятся в открытом доступе. И мы уже говорили, что с 1 марта 2017 года все транспортные средства пассажировместимостью до 15 мест являются нелегальными. Поэтому просьба, заботиться о безопасности своей жизни и здоровья.

Г.Г. Назарова

Спасибо. Давайте девушке предоставим возможность. Елена, пожалуйста.

Портал «Om1.ru», Елена Яровая

Алексей Владимирович, депутаты горсовета как-то упомянули, что к нам может прийти такой перевозчик-монополист как «Питер-авто». И бывший мэр Петрозаводска, которая была у нас в минувшие выходные, затронула эту тему. Сказала, что у них эта компания просто оккупировала рынок. Какова вероятность, что в Омске может появиться эта компания?

А.В. Мартыненко

Спасибо за вопрос. На сегодняшний момент хотелось бы сказать, что все это — не более чем домыслы. Буду честен. В конце прошлого года представители компании «Питер-авто» приезжали в наш город. Мы проводили совместное совещание с представителями данной компании. Но никакого подтверждения, что они планируют к нам зайти, нет. Мы изначально обозначили ситуацию: в 2017 году будет проведен комплекс мероприятий по развитию маршрутной сети в Омске, и тогда компания «Питер-авто» на общих основаниях может участвовать в проведении конкурсов.

Я задавал вопрос представителям этой компании по поводу себестоимости перевозки одного пассажира в Санкт-Петербурге, и она была существенно выше себестоимости перевозки одного пассажира в Омске. Поэтому конкурировать на таких условиях, я думаю, просто экономически нецелесообразно.

Портал «Om1.ru», Елена Яровая

О какой сумме идет речь?

А.В. Мартыненко

Себестоимость перевозки — более 35 рублей на одного пассажира. Но это, если учитывать, что они планировали в данной ситуации работать транспортными средствами среднего класса марки «ПАЗ». У нас автобусы большой вместимости имеют себестоимость ниже. Думаю, что они нам не конкуренты. Это только слухи.

Г.Г. Назарова

Спасибо. Олег.

«НГС.Новости», Олег Малиновский

Я хотел бы вернуться к проездным билетам. На конец прошлого года доля проездных билетов, которая была использована в общественном транспорте, была не меньше 10%, то есть почти все пользуются наличными. Есть ли какая-то положительная динамика с тех пор? Стали ли больше проездными пользоваться? И будут ли какие-то действия предприниматься, чтобы увеличить долю проездных?

А.В. Мартыненко

Давайте объективно смотреть на вещи. В процентном отношении я сейчас не смогу сказать, какая доля пассажиров пользуется проездными билетами. Но хотелось бы отметить, что наметилась тенденция к увеличению пользования проездными билетами по двум категориям: пенсионеры и студенты. На самом деле это очень хороший показатель. Именно вторая категория — студенты — начинает понимать, что экономический эффект пользования проездными билетами очевиден.

Те мероприятия, которые мы наметили совместно с «Пассажирсервисом», конечно же, позволят увеличить долю пассажиров, которые будут пользоваться электронными проездными билетами. Все эти мероприятия как раз и направлены на то, чтобы повысить и качество обслуживания, и удобство, и простоту. Я думаю, итоги мы сможем увидеть только к концу года. Сейчас пока еще сравнивать не с чем.

«Коммерческие вести», Николай Горнов

Алексей Владимирович, вы процитировали социальный стандарт транспортного обслуживания населения по поводу количества пересадок. Там много требований, в этом социальном стандарте, который принят минтрансом? В частности по экологической составляющей: по ЕВРО-4, ЕВРО-5 для пассажирского транспорта. В Омске, насколько я понимаю, в муниципальных предприятиях нет такого транспорта, который соответствует этим требованиям. Как-то прокомментируете этот момент?

А.В. Мартыненко

Прокомментирую. Во-первых, основа этих стандартов, которые приняты в разрезе распоряжения от 31 января 2017 года, лежит в реализации пункта 63 Плана мероприятий по реализации транспортной стратегии Российской Федерации на среднесрочный период. Я специально распечатал этот план мероприятий. В пункте 63 «Разработка и принятие на федеральном уровне социальных автотранспортных стандартов, устанавливающих показатели» написано: рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции при формировании региональной программы развития предусматривать меры по реализации мероприятий. Это те стандарты, которые предусматривают развитие транспортной отрасли во всей стране.

На сегодняшний момент транспортные средства, которые эксплуатируются муниципальными предприятиями, это 2-3 экологический класс. Транспортные средства, которые эксплуатируют частные перевозчики, это 2-4 или даже 3-4 класс. Но это не догма на сегодняшний момент. Мы не стоим на месте, поэтому и планируем приобретать подвижной состав.

Муниципальные предприятия понимают, что требования к стандартам растут с каждым днем и, исходя из тех планов, которые предусмотрены данным документом, мы, конечно же, будем к этому стремиться. Но еще раз повторяю, это не догма. И на сегодняшний момент у нас требованиям к экологическим стандартам, наверное, только три региона отвечают: Москва, Санкт-Петербург и Казань. Все остальные города данным требованиям отвечать не будут. Поэтому наша задача: приобретать подвижной состав исходя из этих нормативов.

Но, еще раз говорю, эта стратегия до 2030 года…

«Коммерческие вести», Николай Горнов

Ну, просто хотелось услышать ваши планы.

А.В. Мартыненко

…а не сегодняшнего дня. Так я же отразил раньше, что мы приобретаем…

«Коммерческие вести», Николай Горнов

Тридцать автобусов всего лишь, тридцать.

А.В. Мартыненко

Тридцать автобусов — это первый шаг, который позволит эту ситуацию изменить. Давайте объективно. На сегодняшний момент мы живем с бюджетом, который все-таки дефицитный. И действительно на транспорт выделяется не то количество денежных средств, которое бы хотелось и требуется. Но, тем не менее, мы же не должны в данной ситуации сидеть и ждать, мы должны действовать. Поэтому первый шаг — это приобретение 30 автобусов. Если данная схема даст положительный опыт, значит, будем двигаться дальше.

Мы планируем в апреле провести переговоры по приобретению троллейбусов на 2017–2018 годы. Запланирована встреча с представителями завода.

«Город-55», Борис Попов

Скажите, пожалуйста, 100 миллионов — последние поступления были утверждены и они пойдут на погашение кредита Сбербанка. Что это за кредиты? Это старые какие-то кредиты или это просто долгосрочное погашение?

А.В. Мартыненко

В свое время, по годам не могу сказать точно, были у Сбербанка взяты заемные средства. Ежегодно они пролонгировались в данной ситуации. В 2015 году муниципальное предприятие № 8 рассчиталось с данным кредитом — порядка 35 миллионов рублей было. На сегодняшний день остается порядка 120 миллионов.

Те обязательства, которые муниципальные предприятия должны выполнить, они выполнят: до 1 апреля — 108 миллионов рублей и два платежа у «Электрического транспорта», один — до 1 мая, еще один — до 1 июня. Если я не ошибаюсь, там порядка 6 миллионов рублей.

«Город-55», Борис Попов

Это просроченные кредиты, да?

А.В. Мартыненко

Это не просроченные кредиты. Это тот займ, который взяли муниципальные предприятия для своей деятельности. Сейчас эти займы возвращаются.

«Город-55», Борис Попов

Я вот к чему спрашиваю: может быть, выгоднее было бы на эти 100 миллионов купить автобусы, чем погашать кредит?

А.В. Мартыненко

Дело в другом. Вы меня не услышали. Есть обязательства, которые муниципальные предприятия должны выполнять. Если вы взяли кредит в банке и обязались отдать его до 1 апреля 2016 года, вы эти деньги должны банку вернуть. Правильно? Так же и здесь: есть обязательства, которые предприятия должны выполнять. Эти обязательства мы закроем. К тому же это даст экономический эффект в размере 12 миллионов рублей. Это достаточно серьезные деньги.

«Город-55», Борис Попов

И еще один вопрос можно? По поводу Питера. Питер будет нам разрабатывать маршрутную схему. У них был опыт подобной работы или это их первый город?

А.В. Мартыненко

Нет, у них был опыт — это было одним из условий при формировании технического задания на проведение данных работ.

«Город-55», Борис Попов

И они будут сами все работы выполнять или смогут на подряд их отдавать, например, нашему СибАДИ?

А.В. Мартыненко

Вы задаете вопрос немного не по адресу.

«Город-55», Борис Попов

То есть это их задача?

А.В. Мартыненко

Это их задача. Кого они будут привлекать на условиях субподряда, я пока не готов сказать.

Я уже сказал, что на этой неделе представители данного университета прибудут в Омск, будут проведены рабочие совещания, и мы зададим все интересующие нас вопросы. У нас тоже есть вопросы: кто будет заниматься изучением пассажиропотока, кто будет формировать его, кто будет вообще проводить все эти работы. И хотелось бы получить некий план разработки этой маршрутной сети, чтобы мы понимали, где находимся, и в какой стадии пребывает разработка маршрутной сети. На этой неделе все будет ясно.

«Омская правда», Алексей Сафаров

Алексей Владимирович, может, я не так понял по поводу одной пересадки, то есть количество длинных маршрутов сократится, да?

А.В. Мартыненко

Я не могу сейчас сказать, какой будет маршрутная сеть. Разработка маршрутной сети заключается в том, чтобы мы обеспечили все-таки достойное обслуживание населения. При этой ситуации должно быть количество пересадок по нормативам — не более двух. Но мы для себя ставим задачу — одна пересадка. И то количество транспортных средств, и те маршруты, которые необходимы нашему городу, как раз будет разрабатывать вот эта компания.

Мы не ставим задачу перед компанией разработать такую маршрутную сеть, которая позволит работать только муниципальным предприятиям или только частным перевозчикам. Мы должны понять действительно необходимое количество транспортных средств, пассажировместимость этих транспортных средств. У нас на сегодняшний день центральные магистрали перегружены транспортными средствами. А есть районы, отдаленные от центра города, которые не эффективно обслуживаются. Во избежание таких ситуаций мы хотели бы, чтобы нам разработали именно то, что необходимо городу, а не то, что есть, допустим, в наличии у муниципальных предприятий.

«Омская правда», Алексей Сафаров

Когда должны появиться эти новые маршруты?

А.В. Мартыненко

На сегодняшний день контракт уже подписан. Разработка маршрутной сети займет шесть месяцев. До 1 октября у нас должен быть уже конечный продукт.

«Новый Омск», Аскер Абишев

Алексей Владимирович, позвольте два вопроса. Первый касается отмененных торгов, которые прошли в конце года, и которые управление федеральной антимонопольной службы признало незаконными и недействительными. Какова судьба этих торгов? Будут проведены новые?

Вторая часть вопроса: вы сказали, что городские автомагистрали перегружены транспортом в полтора раза, насколько увеличилась средняя скорость потока в городе, когда убрали пресловутые ГАЗели?

А.В. Мартыненко

Спасибо за вопросы. Действительно, перевозчиками были написаны жалобы в УФАС. Основной конкурс был в данной ситуации отменен в связи с замечаниями, на которые нам указали в настоящее время. Но мы несколько изменили ситуацию и провели в соответствии с законодательством временный конкурс на 180 дней. Я маршруты, в принципе, называл. Часть маршрутов входило именно в этот общий конкурс. Мы привлекли порядка 143, если я не ошибаюсь, транспортных средств пассажировместимостью от 16 до 79 мест. Поэтому вопрос закрыли на 180 дней.

Почему на 180 дней? Потому что мы разрабатываем новую маршрутную сеть, которая к октябрю будет уже готова. Если мы сейчас будет проводить конкурс, скажем так, сроком до пяти лет и потом после разработки маршрутной сети вносить какие-то изменения, то это будет некорректно по отношению к перевозчикам. После разработки маршрутной сети мы подойдем к этому вопросу еще раз.

По поводу снижения или увеличения скорости на магистралях скажу, что нужно проводить исследования. Для анализа ситуации 1 марта мы брали информацию с сервиса «Яндекс-пробки». Бальность снизилась, скажем, где-то до одного балла. Положительные тенденции в данной ситуации есть. Но хотелось бы отметить, что не все ГАЗели на сегодняшний момент ушли с магистралей. На окраинах они присутствуют. Дело в том, что полномочиями департамента транспорта мы можем проводить совместные рейды, выявлять, но процесс привлечения к ответственности — это уже полномочия ОГАДН. Здесь мы действуем именно в рамках законодательства, а это достаточно длительное время.

Также хотелось бы отметить, когда мы выходим на магистрали, перевозчики уходят с них, когда проводятся совместные рейды. Все-таки круговая порука существует. Здесь, на мой взгляд, нужна помощь жителей Омска, которые должны бы бойкотировать нелегальных перевозчиков. Повторяю — это безопасность жизни и здоровья нашего населения. Здесь не может быть двойных стандартов. Перевозчик, который работает нелегально, еще раз говорю, не гарантирует безопасности этих перевозок.

«БК-55», Ольга Зямкина

У меня уточняющий вопрос по реструктуризации маршрутной сети. Вы планируете как-то проконтролировать вопрос, чтобы в работе питерских товарищей учитывалось мнение рядовых омичей?

А.В. Мартыненко

Спасибо за вопрос. На самом деле — это обязательное условие. Будет проводиться опрос жителей Омска, будут изучаться точки притяжения пассажиропотоков, будет проведена работа по определению места жительства и работы горожан. Все это будет предусмотрено при разработке маршрутной сети.

В техническом задании подробно все записано. Эта информация открытая, любой житель Омска может изучить ее.

Еще раз повторяю: мы разрабатываем маршрутную сеть не для департамента транспорта, не для какого-то перевозчика либо муниципальных предприятий, мы разрабатываем ее для жителей города. Чтобы повысилось качество обслуживания и безопасность — на эти два кита мы должны ориентироваться.

«Коммерческие вести», Николай Горнов

Алексей Владимирович, по поводу имущественного комплекса пассажирских предприятий хотелось бы спросить. Вы выходили уже с инициативой в горсовет по поводу продажи имущества бывшего ПАТП № 1 и троллейбусного парка на Левобережье. Вам отказали депутаты в этой инициативе. Вы будете продолжать? И есть ли еще что-то, что вы хотели бы продать?

А.В. Мартыненко

Спасибо за вопрос. Только вы немного исказили ситуацию. На самом деле депутаты не отказали, а приняли к рассмотрению вопрос о включении этих объектов в план приватизации на 2017 год.

«Коммерческие вести», Николай Горнов

Там было очень много споров, и сложно понять их отношения сейчас.

А.В. Мартыненко

Сложно понять, но, тем не менее, давайте объективно смотреть на вещи. У муниципальных предприятий на сегодняшний день достаточно серьезные производственные базы. Эксплуатируют муниципальные предприятия свои производственные площади от 45% и до 65%. Потенциал производственных площадей муниципальных предприятий присутствует. Если мы завтра начнем увеличивать количество транспортных средств, то производственные площади это нам позволяют.

Четыре года не используется территория на Ватутина, 23. В настоящее время там осуществляется только стоянка в ночное время порядка 40 троллейбусов. Производственные здания не эксплуатируются, административные здания эксплуатируются в части кассы и диспетчерского пункта. Предприятия по итогам 2016 года получают убыток порядка 5 миллионов рублей в год. Чтобы привести в нормальное состояние территорию на Ватутина, 23 и эксплуатировать ее дальше, необходимы единовременные затраты в размере 23 миллионов рублей. Необходимо там провести косметический ремонт, произвести ремонт крыши.

Все говорят о том, что, возможно, через какой-то период будет приобретаться новый подвижной состав, мы будем расширяться и так далее. Ну, это же иллюзия. Наша задача на сегодняшний момент — сохранить то, что у нас есть. Муниципальному предприятию «Электрический транспорт» содержать данную территорию экономически нецелесообразно, оно несет убытки. Нами принято совместное решение по конечному пункту — разворотной площадке в поселке «Солнечный». В настоящее время мы разрабатываем проект: будем огораживать эту территорию, будем делать разворотную площадку, будет предусмотрено хранение. Там есть диспетчерская, есть пункт приема пищи для кондукторов и водителей, есть место для межсменного отдыха. Поэтому экономика говорит о том, что эта территория, эти здания на сегодняшний момент тянут нас вниз.

Та же самая ситуация по территории на улице 10 лет Октября. Пассажирское предприятие № 4 использует свой потенциал на 50%. Завтра мы можем приобрести порядка 100 транспортных средств, привлечь большое количество водителей, и эти производственные площади вполне позволяют нам такое расширение. Но зачем нам содержать территорию, которая тянет предприятие вниз? Поэтому принято решение включить эти два объекта в план приватизации на 2017 год. К рассмотрению данный вопрос принят, будет комитет, мы еще раз выйдем с этим предложением.

Если депутаты примут соответствующее решение, то данные объекты будут включены в план приватизации и, соответственно, реализованы на аукционе. Каких-то других объектов, которые на сегодняшний момент нами не эксплуатируются и мы хотели бы реализовать, нет.

«Коммерческие вести», Николай Горнов

Спасибо.

Г.Г. Назарова

Спасибо, коллеги. Было очень приятно всех вас видеть.

А.В. Мартыненко

Спасибо большое.